Депутат Госдумы Султан Хамзаев «О желании лоббистов сыграть с обществом в алкогольную рулетку»: именно так я бы охарактеризовал последнюю идею отдельных чиновников, а за их спинами — коммерсантов продвинуть идею продажи алкоголя в сети интернет.
Основные выгодополучатели хорошо известны: сетевые винно-водочные магазины, которые часом подустали открываться в каждом доме (а уж тем более в пику обсуждений о выносе алкоголя из жилых домов), отдельные маркетплейсы, которые очень хотят стать еще богаче, а также удивительная «Почта России», которая к концу года всеми правдами хочет залатывать денег, потому что, по моей информации, особо нет идей как покрыть их гигантские экономические бреши сродни озоновым дырам.
И вот когда лучшие умы России сошлись в идеи заработать, то было принято странное решение воплотить эту инициативу в жизнь. Как будет она реализована, кто должен стать регулятором, как сделать так, чтобы банально алкоголь нельзя было заказать в школу (деанонимировать интернет пока не удалось никому) – на эти вопросы ответы никто не получил.
Зато есть принципиальная позиция тех, кто будет потом отвечать за последствия подобных мер: массовые отравления, бытовые конфликты, смертность и детский алкоголизм – МВД, Минздрав РФ, Роспотребнадзор.
Я призывал последние недели чиновников из МинФин РФ (как регулятора рынка) хорошо подумать над внедрением этой инициативы ради пополнения бюджета. «Благими намерениями дорога выстроена в ад». Есть другие формы как достаточно оперативно можно пополнить бюджет алкогольными рулями, не прибегая к идеи расширения рынка: лицензирование пива, пивных напитков (до 50% всего алкогольного рынка), упор на борьбу с контрафактом (тут же возрастёт потребление легального алкоголя), деофшоризация алкогольного рынка с крупными участниками.
Видя то, что происходит в регионах страны, демографический кризис, волну массовых отравлений алкоголем, к концу 2023 года хочется по-скорее принять антиалкогольную стратегию, которую в эти дни мы обсуждаем с Минздравом РФ. Хочется запустить большую программу поддержки «Трезвых сел» (такой статус есть уже у 2000 муниципалитетов, на уровне региона есть даже грантовая и иная поддержка), хочется побороть «наливайки» в жилых домах, которые дополнительно «депрессируют» наших граждан. Нужно говорить об ужесточении ответственности за продажу алкоголя в сети! Но никак не хочется говорить об очередных лоббистских инициативах, за которыми скрывается только жажда наживы. И речь далеко не о пополнении бюджета!